Историческая справка


Зарождение службы повышения профессионализма учительства России восходит к 20-м годам прошлого столетия. В те годы в российских учебных заведениях создавались первые профессиональные объединения - педагогические советы, которые начинали обсуждать пути улучшения методов обучения и воспитания детей. Царское правительство, осознавая необходимость работы с учительскими кадрами, в конце века начало проводить повышение квалификации учителей путем курсовой подготовки при Санкт-Петербургском, Московском университетах, некоторых губернских высших учебных заведениях. На территории Коми края первые учительские съезды состоялись: I съезд - в августе 1910 года, II съезд - в августе 1911 года.

Интересный факт. Установлена дата начала деятельности первого юридического предшественника Коми республиканского института развития образования.
Согласно архивной справке «Национального архива Республики Коми» в документах фонда Коми облисполкома имеется протокол № 1 организационного заседания Комиссии по выработке программ для школ 1 ступени по переподготовке преподавателей от 22 апреля 1923 года, в постановляющей части которого указано: «организовать курсы в г. Устьсысольске с 20 мая с продолжительностью по 5 июня на 150 человек». В документе имеется информация об управлении курсами, программе и лекторах.
22 апреля смело можно считать днем рождения нашего института!

28.02.1939 года Наркомпрос Коми АССР издает приказ: «Организовать на базе объединения ИПККНО Коми АССР и республиканского методкабинета Институт усовершенствования учителей Коми АССР». Приказом был утвержден штат работников института в количестве 12 человек. Исполняющим обязанности директора ИПККНО был назначен Двинский П.А., впоследствии первый директор института усовершенствования учителей.


В 1940 году по решению Наркомпроса в городах и районах создаются методические кабинеты. Сотрудники института выезжали в районы для оказания им практической помощи в преподавании и оценке знаний учащихся по отдельным предметам. Однако с началом Великой Отечественной Войны созидательная работа института усовершенствования учителей стала сворачиваться.

Со второго полугодия 1942/43 учебного года директором института усовершенствования учителей стала Н.С.Тимушева.

В 1950 году Министерство просвещения РСФСР утверждает «Положение о методической работе». В республике было проанализировано состояние этой работы, и 22 сентября 1951 года издается приказ Минпроса Коми АССР «О методической работе и повышении квалификации учителей Коми АССР». Появились кабинеты математики, биологии, начального обучения, русского и коми языков и литературы, истории, педагогики.

Институт усиленно трудился над проблемой обеспечения национальных школ учебной литературой на родном языке. Особенно активизировалась эта работа, когда в 1954 году к руководству института усовершенствования учителей пришел Попов П.П.

Преобразование института усовершенствования учителей из учебно-методического учреждения в центр научно-методической и учебной работы со всеми категориями педагогических кадров потребовало создания в составе института новых научных подразделений. Ими стали кафедры.

В сентябре 1987 года Министерством просвещения России издается приказ «О совершенствовании системы непрерывного образования педагогических кадров учреждения просвещения РСФСР», в котором вновь подчеркивается необходимость повышения квалификации учителей и других работников народного образования на всех ступенях их трудовой жизни.

С середины 80-х годов директором института усовершенствования учителей стал Стаханов В.А.

1992 год Коми республиканский институт усовершенствования учителей переименован в институт повышения квалификации работников образования.

13 октября 1998 года Коми республиканский институт повышения квалификации работников образования был реорганизован в Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров (КРИРО и ПК) и возглавила институт Навазова Т.Г.

16 сентября 2010 года изменился тип учреждения КРИРО и ПК. В настоящее время наш институт - государственное  автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Республики Коми «Коми республиканский институт развития образования». Руководит институтом Навазова Т.Г.

За эти работы институт стал ведущим региональным учреждением по оказанию образовательных услуг дополнительного профессионального педагогического образования и научно-методическим центром по сопровождению комплексной модернизации региональной системы образования. Эта роль подтверждается объемом и содержанием государственного задания учредителя по реализации разноуровневых программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров ДОУ, ОУ, УДОД, методистов и специалистов муниципальных управлений образования, а также направлениями деятельности по опытно-экспериментальной, научно-методической, научно-исследовательской работе.

Ежегодно около 6000 руководителей и педагогов республики повышают свою квалификацию по 129 образовательным программам. Частыми участниками курсовых мероприятий являются авторы учебников и учебно-методических комплектов учебных издательств, рекомендованных к реализации Министерством образования и науки Российской Федерации.

Проводится профессиональная переподготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений по таким направлениям, как «Менеджмент в образовании», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Коми язык. Коми литература».

Известен институт и своей научно-исследовательской деятельностью. Многие из разработок института получили широкое признание, как на республиканском, так и на российском уровнях. Так, национально-региональная программа «Парма» для этнокультурного развития дошкольников в 2010 году была отмечена Государственной Премией Правительства РК в области образования и в настоящее время реализуется в 145 дошкольных образовательных учреждениях республики.

Более 2500 ребят приобщились к прекрасному миру книги благодаря авторской программе обучения чтению «Читайка», отмеченной Государственной Премией Правительства РК в области образования в 2007 году.

Активно функционируют институтские программы маркетинговых исследований и образовательная программа дистанционного обучения «Интернет-технологии в образовании»  (авторские курсы Юлии Лизуновой).

В январе 2010 года институт стандартизирован Лондонским бюро сертификации системы качества по системе управления согласно стандарту UKINTCERT 19001:19.

С 2006 по 2011 гг., участвуя в конкурсе «100 лучших товаров и услуг», Институт получил 9 дипломов конкурса «Премия Правительства Республики Коми в области качества» и «Лучшие товары и услуги Республики Коми», 5 дипломов – «100 лучших товаров России». В 2012 году на конкурс «100 лучших товаров и услуг Республики Коми» от Коми республиканского института развития образования были представлены услуги медиацентра. Качество услуг медиацентра было признано на республиканском и всероссийском уровнях. Особую гордость вызывает статус «Новинка года». Также в честь 15-летия проведения конкурса «100 лучших товаров России» медалью «За достижения в области качества» была награждена ректор КРИРО Татьяна Гавриловна Навазова. 

С сентября 2011 года институт является федеральной стажировочной площадкой по теме «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования», цель которой – распространение положительного опыта по развитию системы дошкольного образования в муниципалитетах среди субъектов Российской Федерации. Участники стажировки становятся специалисты системы дошкольного образования муниципальных образований Республики Коми, Российской Федерации.

В 2011 году институт стал лауреатом Республиканского конкурса «Лучшая организация работы с персоналом» в номинациях «Управление карьерой и повышение квалификации персонала» и «Адаптация персонала». 

В 2012 году на основании предложения Министерства образования Республики Коми КРИРО включен во Всероссийский Реестр социально ответственных предприятий и организаций. В Реестр входят предприятия, организации и учреждения, которые в ходе своей деятельности осуществляют социально ответственную политику и способствуют решению существующих социальных проблем.

В 2013-2014 гг. институт будет отмечать два юбилея – 90 лет системе дополнительного профессионального педагогического образования и 75 лет  со дня создания института усовершенствования учителей.