Завершился заочный тур республиканского этапа всероссийского конкурса «Учитель года России»

14.04.2017

Конкурсные испытания заочного тура включали два задания: «Интернет-ресурс» (авторский сайт педагога) и «Эссе «Я - учитель».

Все участники республиканского этапа конкурса успешно выдержали заочный тур по обоим испытаниям.

«Эссе «Я – учитель» позволил посмотреть на участника и как на педагога, и как на личность.

Данное конкурсное испытание оценивалось жюри с точки зрения языковой грамотности (речевая, грамматическая, орфографическая и пунктуационная); с широты и масштабности взгляда на профессию, умения видеть тенденции развития образования, готовности отвечать на вызовы времени и запросы социума; наличия ценностных ориентиров (понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции, постановка воспитательных целей, обращение внимания на формирование гражданской позиции обучающихся); умения аргументировать свои позиции (чёткость аргументов, отделение фактов от мнений; использование иллюстрирующих примеров и фактов; наличие выводов и обобщения); умения формулировать проблемы и видеть пути их решения (чёткость и обоснованность при формулировании проблем, способность выделять значимое и последовательность в изложении своей позиции, нестандартность предлагаемых решений); развития рефлексивной культуры (понимание смысла собственной педагогической деятельности (навыки самоанализа педагогической деятельности), анализ и оценка собственных принципов и подходов к образованию); оригинальности изложения (художественный стиль и нестандартность изложения, яркость и образность изложения, ясность и целостность изложения).

Работы, выполненные в рамках конкурсного задания «Эссе «Я – учитель», показали глубокое понимание смысла и ценности педагога, конкурсанты грамотно оценили результаты своей деятельности; учителя видят перспективы своего развития.

Анализ представленных Интернет-ресурсов позволил жюри познакомиться индивидуально с каждым участником конкурса; заглянуть в «педагогическую лабораторию» участников, увидеть уровень ИКТ-компетентностей педагогов.

В качестве критериев оценивания конкурсного задания были предложены: информационная насыщенность (количество представленной информации, образовательная и методическая ценность, различное структурирование информации, разнообразие содержания, тематическая организованность информации, научная корректность, методическая грамотность); безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды (понятное меню (рубрикация), удобство навигации, разумная скорость загрузки, удобный формат для коммуникации, языковая культура, наличие инструкций и пояснений для пользователей, защищённость и адекватность виртуальной среды образовательным целям); эффективность обратной связи (разнообразие возможностей для обратной связи, доступность обратной связи, наличие контактных данных, возможности для обсуждений и дискуссий, удобство использования механизмов обратной связи, систематичность и адресная помощь в проведении обратной связи, интенсивность обратной связи и количество вовлечённых пользователей); актуальность информации (регулярность обновления информации, связь информации с текущими событиями, наличие информации о нормативно-правовой базе, разнообразие групп пользователей, новизна и оригинальность информации, возможности создания детско-взрослых виртуальных сообществ, наличие возможностей использования информации для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями); оригинальность и адекватность дизайна (выстроенная информационная архитектура, грамотные цветовые решения, оригинальность стиля, корректность обработки графики, сбалансированность разных способов структурирования информации, учёт требований здоровьесбережения в дизайне, внешний вид размещённой информации).

Большинство конкурсантов получили положительную оценку жюри по первому блоку критериев («информационная насыщенность»). На персональных сайтах учителей представлено достаточное количество информации, материалы имеют образовательную и методическую ценность, разнообразны по содержанию. Однако педагогам следует обратить внимание на структурирование и качество содержания выкладываемых материалов.

На втором месте по количеству максимально полученных баллов второй блок критериев («безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды»). Члены жюри отметили понятное меню, удобство навигации, удобный формат для коммуникации, адекватность виртуальной среды образовательным целям.

Кроме того, у ряда участников конкурса отметило жюри оригинальность и адекватность дизайна персональных сайтов педагогов.

На основе результатов оценки жюри конкурсного испытания «Интернет-ресурс» можно сделать следующие выводы: педагоги Республики Коми открыты для обмена опытом в интернет-пространстве, к сетевому взаимодействию, наработан методический материал, который можно предложить педагогическому сообществу.

Однако остается необходимость продолжения профессионального развития учителя в части отбора содержания, актуальности информации, эффективности обратной связи. Необходимо помнить, что персональный сайт учителя - это его визитная карточка, площадка для взаимодействия с учениками, родителями и коллегами.

Впереди ждут конкурсантов следующие интересные испытания в рамках очных туров конкурса. Оргкомитет конкурса и Большое жюри искренне желают всем участникам республиканского этапа всероссийского конкурса «Учитель года России» успешной творческой самореализации!