Итоги установочного заседания по организации республиканского методического объединения учителей, преподающих учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» и реализующих предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

15.06.2017

14 июня 2017 года в ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования» прошло установочное заседание в режиме видеоконференцсвязи по организации республиканского методического объединения учителей, преподающих учебный курс «Основам религиозных культур и светской этики» и реализующих предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - РМО, курс ОРКСЭ, ОДНКНР соответственно).

В заседании приняли участие руководители муниципальных методических объединений учителей курса ОРКСЭ, а также педагогические работники образовательных организаций различных типов и видов, научные работники, представители ведомств и общественных организаций, по роду своей деятельности связанные с содержанием курса ОРКСЭ их четырнадцати городов и районов, всего 30 человек.

В повестке дня были рассмотрены вопросы повышения качества преподавания курса ОРКСЭ, ознакомление с Положением о республиканском методическом объединении учителей курса ОРКСЭ, утверждение структуры РМО, обсуждение и принятие плана работы РМО на 2017-2018 учебный год (принят за основу), выборы руководителя РМО.

На заседании выступила Мищенко Н.М., методист Центр воспитания и дополнительного образования (ЦВДО) ГОУДПО «КРИРО», по теме «РМО по ОРКСЭ и ОДНКНР как возможность повышения качества преподавания курса в начальной общеобразовательной школе и развития новой образовательной области в основной школе».

Оказание действенной методической и иной помощи учителям – есть важнейшее условие повышения качества преподавания предмета. Методическое объединение – оптимальная форма оказания скорой и эффективной помощи школе. Методические объединения работают в районах, но давно назрела необходимость выстраивания «вертикали», чтобы методическая помощь была системной и действенной на всех уровнях её организации.

Предварительно Министерством образования, науки и молодёжной политики РК и Институтом проведена большая работа по подготовке к созданию в республике учебно-методического объединения в системе образования РК.

Особенностями нового методического объединения учителей ОРКСЭ является введение в его структуру постоянно действующей творческой группы из лучших учителей, заместителей директоров, представителей науки, методистов, а также необходимость взаимодействия с методическими объединениями учителей начальных классов, учителей предметников и классных руководителей.

Большую роль в организации деятельности РМО и планировании работы играет региональный мониторинг. Например, мониторинг 2016-2017 учебного года выявил недостаточное внимание учителей к организации и проведению итогового занятия.

Итоговое занятие в форме защиты проектов, по данным мониторинга, проведено в 97,64% учителей, большинство их удовлетворено полностью или в значительной степени. Это составляет 87,93% от общего количества учителей. Не удовлетворена занятием десятая часть педагогов – 9,70% - около 37 человек из числа опрошенных.

Если учесть, что на каждого обучающего в этом учебном году учителя, принявшего участие в мониторинге, приходится в среднем 16 -17 детей, то итоговое занятие прошло неудовлетворительно примерно у 600 школьников, а не проведено – у 144 детей. Необходимо усиление контроля со стороны администрации образовательных организаций за выполнением программы и качеством проведения мероприятий.

Отсутствие итогового занятия или его некачественное проведение – прямое нарушение нормативных документов о преподавании курса ОРКСЭ, где прямо сказано: «Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников» (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 «О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ОРКСЭ», п.7).

Опытом организации итогового занятия поделилась Сердитова Л.В., учитель нач. кл. МОУ «Объячевская СОШ» Прилузского р-на. Людмила Васильевна второй год участвует во Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». В текущем году её конкурсная работа была посвящена проблеме интеграции ОРКСЭ с другими учебными предметами и внеклассной воспитательной работой.

В центре внимания РМО – планы работы муниципальных методических объединений, качество преподавания предмета, методические рекомендации по проблемным направлениям, модели реализации ОДНКНР и пропедевтика к ОРКСЭ в 1-3 классах, обобщение и трансляция передового педагогического опыта.

По вопросам ознакомления с Положением об РМО и составом объединения, выборами руководителя, заместителя руководителя и секретаря выступила Кальницкая Т.С., зав. ЦВДО ГОУДПО «КРИРО». Участникам заседания в режиме видеоконференцсвязи было предложено проголосовать по электронной почте.

Методист ЦВДО Ичёткина Т.А. познакомила членов РМО с конкурсами для учителей и школьников, организацию которых могут принять на себя муниципальные методические объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР. Более 10 лет учителя Республики принимают участие в региональном и межрегиональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Победителем межрегионального и региональных этапов в 2015,16 годах является О.Н.Холодырева, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Ухты. В 2017 году победителем регионального этапа является Мишарина Вероника Александровна, учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа» п. Приозёрный Корткеросского района.

Крупнейший православный вуз России «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет предлагает педагогам и учащимся средних общеобразовательных и профессиональных организаций программу предметных олимпиад гуманитарного профиля:

- Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры;

- Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше Наследие»;

- Многопрофильная олимпиада «Аксиос».

Единый интернет-портал pravolimp.ru содержит отдельные сайты каждой олимпиады, где опубликованы положения, регламенты проведения, методические рекомендации и образцы заданий прошлых лет. Победители олимпиад имеют возможность получения президентской премии поддержки талантливой молодежи.

Совещание закончилось на оптимистической ноте – работа РМО учителей ОРКСЭ и ОДНКНР начала работу. К 20 июня по результатам голосования определится его руководство и секретариат и внесены дополнения к плану работы.

Желающие могут познакомиться с материалами совещания на сайте ГОУДПО «КРИРО» необходимо пройти регистрацию через видеозал на главной странице сайта или «Деятельность - Республиканское методическое объединение педагогов в системе общего образования Республики Коми» http://kriro.ru/deyatelnost/umo/.

Материалы РМО будут размещены на Сетевом образовательном портале для педагогов – Республиканское методическое объединение педагогов ОРКСЭ и ОДНКНР https://komiedu.ru/.

Презентация 1

Презентация 2

Из опыта работы