Национальная система учительского роста

Презентация модели Национальной системы учительского роста в МИА "Россия сегодня"

Презентация: "О национальной системе учительского роста. Новая модель аттестации на основе применения единых оценочных материалов и минимализации профессиональных дефицитов у педагогов в рамках формирования национальной системы учительского роста". Китайгородская Г.В., ректор ГОУДПО «КРИРО».

В соответствии с поручением[1] Президента Российской Федерации (по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г.) был разработан проект модели НСУР в части использования уровневого подхода к квалификации (профессиональным компетенциям) педагога и проведена соответствующая доработка профессионального стандарта педагога.

В рамках указанной доработки профессионального стандарта педагога была построена система уровней профессиональных компетенций, описывающих развитие профессиональной деятельности педагога на основе усложняющегося состава его профессиональных действий.

Доработанный проект профессионального стандарта педагога позволяет выделить основные уровни квалификации педагога и придать им характер развивающейся системы, построив на этой основе модель горизонтальной карьеры педагога от выпускника педагогической программы (начальный уровень квалификации) до педагога - наставника (высший уровень квалификации).

Проект описываемой горизонтальной карьеры педагога показан на схеме 1.

Каждый новый уровень (ступень) квалификации, показанный на схеме, может соответствовать существующим в настоящее время категориям, присваиваемым педагогу (первая, высшая).

В рамках горизонтальной карьеры не предполагается занятие учителем новых должностей, а происходит последовательный рост его квалификации (при сохранении должности учителя), выполнение одной и той же трудовой функции, но с усложняющимся составом трудовых действий, позволяющих обеспечить более высокий уровень обучения, воспитания и развития обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

Схема 1. Проект горизонтальной карьеры педагога (без занятия новых должностей)

Комментарий: Обобщенная трудовая функция остается той же, состав трудовых действий ОТФ А1, ОТФ А2 и ОТФ А3 усложняется (состав приведен в тексте доработанного профессионального стандарта педагога).

Наряду с описанной выше моделью горизонтальной карьеры педагога, основанной на росте квалификации при сохранении той же должности – учитель, в рамках разработанного проекта НСУР предполагается дополнительно и иной вид учительского роста – вертикальная карьера педагога, связанная с освоением необходимых уровней квалификации для выполнения дополнительных обобщенных трудовых функций: ОТФ В «Проектирование образовательных программ», ОТФ С «Координация деятельности участников образовательных отношений по проектированию и реализации образовательных программ».

Такая вертикальная карьера учительского роста предполагает возможность занятия учителем, демонстрирующим необходимый уровень квалификации, новых должностей – старшего учителя и ведущего учителя.

Модель показана на схеме 2.

Вертикальная карьера учительского роста не предполагает прекращение педагогической деятельности и переход к управленческой деятельности, а основана на выполнении новых ОТФ В и ОТФ С, что требует новых уровней квалификации, необходимых для этого (и отличающихся от уровней квалификаций учителя, соответствующих первой и высшей категории).

Данная модель может быть распространена не только на учителя, но и на педагога дошкольного образования – воспитателя.

Схема 2. Проект горизонтальной и вертикальной карьеры педагога в рамках НСУР

Представленный проект модели НСУР на основе уровневого подхода к квалификации педагога и требований профессионального стандарта прошел широкое общественное обсуждение и получил положительную оценку на Всероссийской конференции по обсуждению содержания профессионального стандарта педагога с привлечением более 400 участников из 41 субъекта Российской Федерации (20 декабря 2016 года, Москва).


Приказ № 703 от 26.07.2017

Проект профессионального стандарта педагога



[1] Пр-15ГС, п.1г)«1.ПравительствуРоссийскойФедерации:г)обеспечитьформированиенациональнойсистемыучительскогороста,направленной,вчастности,наустановлениедляпедагогическихработниковуровнейвладенияпрофессиональнымикомпетенциями,подтверждаемымирезультатамиаттестации,атакженаучётмнениявыпускниковобщеобразовательныхорганизаций,нонеранеечемчерезчетырегодапослеокончанияимиобучениявтакихорганизациях,предусмотревизданиесоответствующихнормативныхправовыхактов.»