Качество образования

В современном мире образование является одним из важнейших факторов устойчивого развития общества, конкурентоспособности и национальной безопасности государства. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ст.2). качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

В Республике Коми на основании приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 09 января 2019 года № 1-П «Об утверждении модели республиканской оценки качества образования» была утверждена модель республиканской системы оценки качества (далее - РСОКО).

Республиканская система оценки качества распространяется на организации, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие образовательные программы дошкольного, общего и среднего профессионального образования (далее - образовательные организации).

Целью создания РСОКО является совершенствование системы управления качеством образования в Республике Коми, обеспечение участников образовательных отношений и общественности в целом объективной и достоверной информацией о качестве образования, состоянии системы образования на различных уровнях, тенденциях её развития.

Задачами РСОКО являются:

  • формирование комплекса измерителей, позволяющего получить достоверную информацию о качестве образования;
  • обеспечение открытости и доступности проводимых оценочных процедур;
  • создание системы независимой внешней оценки качества образования с участием общественных институтов;
  • обеспечение качественного анализа и использования результатов оценочных процедур.

Структура РСОКО включает в себя подсистемы оценки качества образования на 3 уровнях:

  • дошкольное образование;
  • общее образование;
  • среднее профессиональное образование

Каждую подсистему оценки качества образования можно описать, используя следующие показатели:

1. Объекты оценки (образовательные организации, образовательные программы, индивидуальные достижения обучающихся, деятельность педагогических работников) с указанием аспектов оценки (условия, процессы, результаты).

2. Субъекты оценки (Министерство, ОМСУ, РИЦОКО, КРИРО, образовательные организации, общественность).

3. Оценочные процедуры и инструменты оценки:

3.1. внутриучрежденческие процедуры: самообследование и функционирование внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО);

3.2. внешние оценочные процедуры: общие для всех уровней образования (лицензирование, государственная аккредитация, государственный контроль (надзор), независимая оценка качества оказания услуг, удовлетворенность населения предоставлением услуг, аттестация педагогических работников, конкурсы профессионального мастерства) и имеющие специфику (в дошкольном образовании - лонгитюдное исследование, в общем - ВПР, ГИА и т.д.);

3.3. инструменты оценки в каждой оценочной процедуре (мониторинг, диагностика, исследование, контрольная работа, аттестация, экзамен и т.д.)

4. Механизмы управленческого воздействия по результатам оценки (управленческие решения, общественное мнение, общественное признание).

ГОУДПО «КРИРО» является субъектом оценки качества образования в области:

  • формирования научно-методической основы республиканской системы оценки качества дошкольного образования, подготовки экспертных заключений по результатам лонгитюдного исследования и НИКО, аттестации и конкурсов профессионального мастерства педагогических работников дошкольных образовательных организаций;
  • формирования научно-методической основы республиканской системы оценки качества образования, подготовки аналитических материалов по результатам участия обучающихся во всероссийской олимпиаде школьников, экспертных заключений по результатам аттестации и конкурсов профессионального мастерства педагогических работников общеобразовательных организаций

Механизмами управленческого воздействия по результатам оценки на уровне КРИРО являются:

На уровне дошкольного образования:

  • разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для руководителей и педагогов образовательных организаций, в том числе по оказанию адресной методической помощи педагогам и руководителям по реализации ФГОС;
  • разработка содержания и форм адресной методической помощи педагогическим работникам образовательных организаций по вопросам реализации ФГОС;
  • организация методической, консультативной поддержки руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам реализации ФГОС;
  • проведение мониторинга профессиональных затруднений педагогов образовательных организаций по реализации ФГОС;
  • организация деятельности республиканских методических объединений педагогов образовательных организаций;
  • реализация мероприятий по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях и/или демонстрирующих стабильно низкие результаты;
  • совершенствование информационно-методического сопровождения деятельности общеобразовательных организаций по выявлению, сопровождению и развитию обучающихся, проявляющих выдающиеся способности в освоении учебных предметов.

Республиканская система оценки качества образования