Качество образования
В современном мире образование является одним из важнейших факторов устойчивого развития общества, конкурентоспособности и национальной безопасности государства. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ст.2). качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
В Республике Коми на основании приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 09 января 2019 года № 1-П «Об утверждении модели республиканской оценки качества образования» была утверждена модель республиканской системы оценки качества (далее - РСОКО).
Республиканская система оценки качества распространяется на организации, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие образовательные программы дошкольного, общего и среднего профессионального образования (далее - образовательные организации).
Целью создания РСОКО является совершенствование системы управления качеством образования в Республике Коми, обеспечение участников образовательных отношений и общественности в целом объективной и достоверной информацией о качестве образования, состоянии системы образования на различных уровнях, тенденциях её развития.
Задачами РСОКО являются:
- формирование комплекса измерителей, позволяющего получить достоверную информацию о качестве образования;
- обеспечение открытости и доступности проводимых оценочных процедур;
- создание системы независимой внешней оценки качества образования с участием общественных институтов;
- обеспечение качественного анализа и использования результатов оценочных процедур.
Структура РСОКО включает в себя подсистемы оценки качества образования на 3 уровнях:
- дошкольное образование;
- общее образование;
- среднее профессиональное образование
Каждую подсистему оценки качества образования можно описать, используя следующие показатели:
1. Объекты оценки (образовательные организации, образовательные программы, индивидуальные достижения обучающихся, деятельность педагогических работников) с указанием аспектов оценки (условия, процессы, результаты).
2. Субъекты оценки (Министерство, ОМСУ, РИЦОКО, КРИРО, образовательные организации, общественность).
3. Оценочные процедуры и инструменты оценки:
3.1. внутриучрежденческие процедуры: самообследование и функционирование внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО);
3.2. внешние оценочные процедуры: общие для всех уровней образования (лицензирование, государственная аккредитация, государственный контроль (надзор), независимая оценка качества оказания услуг, удовлетворенность населения предоставлением услуг, аттестация педагогических работников, конкурсы профессионального мастерства) и имеющие специфику (в дошкольном образовании - лонгитюдное исследование, в общем - ВПР, ГИА и т.д.);
3.3. инструменты оценки в каждой оценочной процедуре (мониторинг, диагностика, исследование, контрольная работа, аттестация, экзамен и т.д.)
4. Механизмы управленческого воздействия по результатам оценки (управленческие решения, общественное мнение, общественное признание).
ГОУДПО «КРИРО» является субъектом оценки качества образования в области:
- формирования научно-методической основы республиканской системы оценки качества дошкольного образования, подготовки экспертных заключений по результатам лонгитюдного исследования и НИКО, аттестации и конкурсов профессионального мастерства педагогических работников дошкольных образовательных организаций;
- формирования научно-методической основы республиканской системы оценки качества образования, подготовки аналитических материалов по результатам участия обучающихся во всероссийской олимпиаде школьников, экспертных заключений по результатам аттестации и конкурсов профессионального мастерства педагогических работников общеобразовательных организаций
Механизмами управленческого воздействия по результатам оценки на уровне КРИРО являются:
На уровне дошкольного образования:
- разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для руководителей и педагогов образовательных организаций, в том числе по оказанию адресной методической помощи педагогам и руководителям по реализации ФГОС;
- разработка содержания и форм адресной методической помощи педагогическим работникам образовательных организаций по вопросам реализации ФГОС;
- организация методической, консультативной поддержки руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам реализации ФГОС;
- проведение мониторинга профессиональных затруднений педагогов образовательных организаций по реализации ФГОС;
- организация деятельности республиканских методических объединений педагогов образовательных организаций;
- реализация мероприятий по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях и/или демонстрирующих стабильно низкие результаты;
- совершенствование информационно-методического сопровождения деятельности общеобразовательных организаций по выявлению, сопровождению и развитию обучающихся, проявляющих выдающиеся способности в освоении учебных предметов.
Республиканская система оценки качества образования