Профессиональная команда КРИРО приняла участие в вебинаре по обсуждению методики и инструментария обучения преподавателей и студентов родным языкам коренных этносов, соответствующей современным стандартам и технологиям

26.06.2020

25 июня ректор Коми республиканского института развития образования Галина Владимировна Китайгородская и и. о. заведующего лабораторией развития этнокультурного образования Светлана Семеновна Мусанова приняли участие в вебинаре по обсуждению методики и инструментария обучения преподавателей и студентов родным языкам коренных этносов, соответствующей современным стандартам и технологиям.

Вебинар был организован обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Реализация инноваций, технологическая модернизация»» в рамках проекта, выполняемого по заказу Министерства просвещения Российской Федерации и направленного на создание условий для сохранения, продвижения и более активного использования языков коренных малочисленных народов посредством создания лаборатории языкового конструирования, которая будет заниматься разработкой методики обучения педагогов и студентов родным языкам на специально созданной цифровой технологической платформе.

Выступление профессиональной команды Коми республиканского института развития образования «Научно-методическое сопровождение преподавания родных языков в системе образования Республики Коми» было посвящено обсуждению методики обучения родному (коми) языку, реализации эффективных практик подготовки кадров по специальности «учитель коми языка и литературы».

Г.В. Китайгородская в своем выступлении раскрыла методологические и нормативно-правовые основания для реализации этнокультурного образования в Республике Коми. Ею было подчеркнуто, что базовая научно-организационная платформа интеллектуализации регионального этнокультурного пространства включает научные, образовательные, общественные организации. Субъектами информационно-методического сопровождения являются, с одной стороны – педагогические работники ОО, руководители ОО, управления образованием каждого МО, с другой стороны – организации, осуществляющие подготовку педагогических кадров и профессиональное развитие кадров.

Отдельное внимание было заострено на методическом обновлении сопровождения предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» на уровне начального общего образования и «Родной язык и родная литература» на уровне основного общего образования.

Были представлены учебно-методические комплексы на уровне начального общего образования: программа, учебники и учебные пособия, методические материалы для учителя по родному (коми) языку (автор - Полякова Э.И.), государственному (коми) языку (авторы: Вязова Е.Н., Сизова А.В., Терентьева С.Н.), литературному чтению на родном языке коми (авторы: Ведерникова О.В., Полякова Э.И.) и предметам этнокультурной направленности «Край, в котором я живу» (автор - Поляков Е.В.) и «Литературное чтение» (автор - Токарева Н.Н.).

Также были представлены учебно-методические комплексы по родному (коми) языку на уровне основного общего образования: программа, учебники и учебные пособия, методические материалы для учителя по родному (коми) языку (авторы: Грабежова В.М., Хозяинова Г.В.), родной литературе коми (авторы: Остапова Е.В., Лимерова В.А.) и предметам этнокультурной направленности «История и культура Республики Коми» (авторы: Остапов Н.В., Таскаева А.А., Бондаренко О.Е.) и «Литература Республики Коми» (авторы: Болотова Г.В., Красильникова С.В.).

Был представлен портал «Открытое образование Республики Коми», который стал важнейшим информационно-методическим ресурсом. Г.В. Китайгородская подчеркнула, что на территории Республики Коми активно функционирует РМО учителей коми языка и литературы и РМО педагогов дошкольного образования, которые стали главным профессиональным ресурсом в Республике Коми. В состав РМО входят методологи, ученые и лидеры – практикующие педагоги.

С.С. Мусанова представила деятельность республиканских инновационных площадок в области этнокультурного образования, которые являются важным профессиональным интегратором для формирования лучших методических практик. Говоря о профессиональном погружении педагогов, С.С. Мусанова отметила, что на сегодняшний день отработана система переподготовки и повышения квалификации учителей коми языка и литературы. Ежегодно два раза в год Коми республиканский институт развития образования проводит курсы повышения квалификации для учителей коми языка и литературы. В целях организации работы по сопровождению предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и литература» и учебных предметов этнокультурной направленности в общеобразовательных организациях Республики Коми Коми республиканский институт развития образования проводит вебинары и семинары с онлайн-трансляцией.

С.С. Мусанова также остановилась на конкурсном и олимпиадном движении для обучающихся, на конкурсном движении для педагогов. Система профессиональных конкурсов позволяет выявить лучшие практики работы педагогов и образовательных организаций.

В завершении отметим, что в рамках работы вебинара опыт преподавания родных языков был представлен также Республикой Саха (Якутия), Республикой Бурятия, Республикой Хакасия, Удмуртской Республикой, Хабаровским краем. 

26 июня 2020 года состоялся вебинар по обсуждению особенностей разработки методики обучения преподавателей и студентов в сфере изучения родных языков коренных этносов в рамках проекта «Разработка методики обучения родным языкам народов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока Российской Федерации». 
   
На вебинаре выступила старший методист лаборатории развития этнокультурного образования КРИРО, кандидат педагогических наук, автор-разработчик учебников по коми языку для начальных школ Республики Коми – Полякова Эльвира Ивановна, с докладом «Реализация задач развития связной речи в обучении родному (коми) языку в начальной школе». В докладе рассматривались основные особенности работы с текстовым дидактическим материалом учебников «Коми кыв» (1-4 кл.), формирование коммуникативной, языковой, культуроведческой компетенций в процессе работы с текстами в рамках предмета коми язык как родной в начальной школе.


Прикрепленные документы:

О вебинарах_1.pdf

Программа вебинаров_на 25.06.2020.pdf


Возврат к списку