В Республике Коми на открытых курсах обучается более 300 человек

24.12.2018

В 2018 году Коми республиканский институт развития образования принял участие в конкурсе на получение субсидии на реализацию мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Республиканский проект, описанный в заявке и реализуемый в 2018 году, носит название «Открытое электронное обучение как средство адресного повышения квалификации преподавателей русского языка и преподавателей иных учебных предметов, ведущих занятия на русском языке в российских и иностранных школах».

Проект реализуется на основании соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования» о предоставлении из федерального бюджета гранта в форме субсидии в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» № 073-15-2018-420 от 17.12.2018.

Идея проекта заключается в разработке и внедрении открытого электронного обучения как средства адресного повышения квалификации и языковой подготовки в области русского языка и культуры с учетом возможностей цифровых технологий на основе принципов коммуникативной и информационной доступности и адресности обучающих и консультативных услуг. Использование платформы электронного обучения позволяет реализовать принцип доступности образования из любой точки мира, а также каждому участнику образовательного процесса находиться в условиях постоянной коммуникативной динамики. Такая система адресного обучения языковым и профессиональным компетенциям требует реализации следующих действий:

- создание единой платформы электронного обучения, имеющей неограниченное количество пользователей;

- создание адресных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавателей русского языка и преподавателей иных учебных предметов, ведущих занятия на русском языке в российских и иностранных школах, учитывающих запросы и мотивы потребителей образовательных услуг (на основе диагностики профессиональных затруднений) и реализуемых в сетевой форме;

- разработка массовых открытых онлайн-курсов, направленных на совершенствование языковых, культурных и профессиональных компетенций.

На сегодняшний день на открытых курсах, размещенных на платформе электронного обучения, обучается более 300 человек. Это представители образовательных организаций ближнего зарубежья: Кыргызской республики, республики Беларусь, а также регионов Российской федерации: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Омска, Смоленска, Вологодской, Кировской, Ростовской, Воронежской областей, Чувашской республики, республики Карелия, республики Мордовия, Ямало-Ненецкого автономного округа, Краснодарского края, Ханты-Мансийского автономный округа.

В ходе обучения слушатели осваивают такие темы как:

• Русский язык в образовательном пространстве Российской Федерации: нормативно-правовой аспект

• Требования ФГОС к планируемым предметным результатам изучения русского языка

• Проблемы изучения русского языка в школе

• Формирование и развитие видов речевой деятельности обучающихся на уроках русского языка

• Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

• Организация работы преподавателей русского языка, а также преподавателей иных учебных предметов, ведущих занятия на русском языке в российских и иностранных школах в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ,

• Организация работы преподавателей русского языка, а также преподавателей иных учебных предметов, ведущих занятия на русском языке в российских и иностранных школах в условиях двуязычия (билингвизма)

• Организация работы преподавателей русского языка, а также преподавателей иных учебных предметов, ведущих занятия на русском языке в российских и иностранных школах с одаренными обучающимися

• Организация работы преподавателей русского языка, а также преподавателей иных учебных предметов, ведущих занятия на русском языке в российских и иностранных школах со слабоуспевающими обучающимися.

Русский язык является одним из фундаментальных факторов, объединяющих многонациональный российский народ, определяющих его самобытность и жизнеспособность, что обуславливает необходимость расширения мер, направленных на поддержку русского языка как родного языка и как языка межнационального общения.

Русский язык имеет огромное значение не только для Российской Федерации, но и для мировой цивилизации, поскольку он является одним из мировых языков и важнейшим инструментом познания другими народами гуманистических ценностей российской культуры, образования и науки.

Российская Федерация заинтересована в создании эффективной системы привлечения внимания зарубежной общественности к русскому языку, в развитии условий для его изучения. Расширение географии и сфер применения русского языка в мире будет способствовать усилению российского влияния, формированию положительного образа страны за рубежом, повышению ее международного авторитета и в конечном счете защите геополитических интересов России.