В Сыктывкаре эксперты из России, Узбекистана, Армении, Израиля, США, Германии обобщили опыт обучения родным языкам

30.10.2020

Коми республиканский институт развития образования как региональный оператор программы по развитию кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка и родных языков Российской Федерации 28-29 октября 2020 года провел Международный методический семинар по родным языкам и межкультурной коммуникации «Родной язык в образовательном пространстве: преемственность в обучении, положительный опыт, проблемы».

Проведение мероприятия ставило перед собой несколько стратегических целей, главными из которых стали:

– создание единого коммуникативного пространства для общественно-профессионального обсуждения актуальных вопросов научно-методического, методического и кадрового обеспечения обучения русскому языку и родным языкам народов Российской Федерации;

– ознакомление с мировым и российским опытом по организации процесса обучения родным языкам с учетом преемственности между уровнями образования, обсуждение проблем и определение перспектив работы на будущее;

– распространение позитивных практик создания и совершенствования учебно-методического обеспечения развития родных языков;

– обсуждение актуальности мероприятий, направленных на сохранение и развитие языков народов России, формирование ценностного отношения к духовному наследию народов Российской Федерации.

Семинар проводился по следующим направлениям:

– проблема и технология осуществления преемственности обучения родному языку в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации (международная практика);

– проектирование единого образовательного процесса обучения родному языку и опыт осуществления преемственности между уровнями образования в международном пространстве;

– эффективные методы организации обучения родному языку и литературе в условиях двуязычия;

– обзорная презентация лучших практик по сохранению и развитию русского языка и родных языков народов Российской Федерации.

Профессиональную модерацию семинара осуществляли Китайгородская Галина Владимировна, кандидат филологических наук, ректор ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования», и Мусанова Светлана Семеновна, кандидат филологических наук, и.о. заведующего лабораторией развития этнокультурного образования ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования».

Торжественно открыла мероприятие ректор Коми республиканского института развития образования, кандидат филологических наук, доцент Г.В. Китайгородская. Галина Владимировна подчеркнула, что семинар является важным профессиональным событием региона – мероприятие позволит представить опыт экспертов международного, федерального и республиканского значения по актуальным вопросам родных языков и межкультурной коммуникации. В едином коммуникационном пространстве важна профессиональная позиция каждого спикера, отражающая современное состояние и перспективы развития языков.

По завершении официальной части Галина Владимировна перешла к своему выступлению, связанному с подходами к научно-методическому и кадровому обеспечению обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации в рамках детальности стажировочной площадки в Республике Коми. Ректор выделила основные профессиональные достижения Коми республиканского института развития образования как стажировочной площадки, проанализировала основные направления деятельности, результаты и перспективы развития. Отдельное внимание в докладе было обращено к механизмам взаимодействия с регионами-реципиентами в рамках федерального проекта.

На протяжении двух дней обсуждались актуальные вопросы, касающиеся билингвизма, состояния и перспектив развития родных языков и межкультурной коммуникации при изучении иностранного языка, представлялись уникальные проекты по сохранению языков, анализировалась роль родного языка в языковом образовании и межкультурном взаимопонимании.

Программа семинара была насыщена актуальными выступлениями о роли родного языка в образовательном пространстве. На семинаре звучали стратегические доклады по вопросам полилингвального образования как основного фактора формирования личности в многонациональной поликультурной среде, этноязыкового образования и политики идентичности в современной России.

В программу семинара вошли доклады ведущих экспертов, мастерские опытных педагогов-практиков, выставки методических пособий для совместной выработки решений по обсуждаемым проблемам.

Особое внимание участников семинара было обращено к опыту зарубежных коллег. Семинар позволил объединить различные профессиональные категории граждан России, Узбекистана, Армении, Израиля, США, Германии в едином информационном поле для актуализации проблем и перспектив в сфере родных языков и межкультурной коммуникации. С большим профессиональным интересом были выслушаны выступления Е.Л. Кудрявцевой, научного руководителя международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» (Германия) о важности и пользе родного языка, о проекте «Сказкотека». Уникальные доклады прозвучали от коллег из Государственного университета Сэма Хьюстона (США, шт.Техас) об опыте и перспективах межкультурной коммуникации при изучении иностранного языка.

В числе спикеров – федеральные и республиканские эксперты, зарубежные партнёры.

Международные эксперты:

Кудрявцева Екатерина Львовна, Германия

– представители государственного университета имени Сэма Хьюстона (Sam Houston State University) США (Коптелов Андрей Витальевич, Эджингтон Уильям, Коптелова Виктория Андреевна, Alvarado Secilia, Stanton Michael);

– Горячева Светлана Юрьевна, Израиль

– Агаханян Людмила Арамаисовна, Армения;

Муллаахунова Нилуфар Мухаматумановна, Республика Узбекистан

Ахмедов Алишер Хасанович, Республика Узбекистан

Гулич Ольга Валентиновна, Шешко Наталия Брониславовна, Ефремова Арина Андреевна, Республика Беларусь

Федеральные эксперты:

Боргояков Сергей Александрович, г. Москва

– Ланин Борис Александрович, г. Москва

– Соловьева Юлия Алексеевна, вице-президент Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций»

Дамбаева Бальжит Балдандоржиевна, Кимова Светлана Зандараевна, ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»

Дугарова Туяна Цыреновна, г. Москва

Среди республиканских экспертов: Родов Анатолий Семёнович, Сергиева Наталья Станиславовна, Лудыкова Валентина Матвеевна, Политова Татьяна Николаевна.

Участниками семинара стали более 120 человек: профессиональная и научная общественность, руководители и педагоги дошкольных и общеобразовательных организаций, дополнительного профессионального образования, преподаватели среднего профессионального и высшего образования, а также общественные деятели и лица, проявляющие профессиональный интерес к проблемам преподавания родных языков.

Участниками семинара был отмечен не только высокий методологический уровень семинара, но и высокий уровень технических возможностей Коми республиканского института развития образования. Мероприятие проходило в онлайн-режиме, подключение спикеров из разных точек мира осуществлялось на высоком профессиональном уровне технических специалистов КРИРО.

В адрес организаторов семинара поступают положительные отзывы о важности и практической пользе мероприятия. Отмечается, что материалы имеют большое значение с точки зрения новых подходов преподавания родных языков. Семинар стал толчком открыть что-то новое, перенять опыт коллег, выявить лучшие практики преподавания родных языков.

Каждом участнику двухдневного семинара КРИРО подготовил сертификат.

Обращаем внимание, что все материалы семинара расположены в открытом доступе.

Видео семинара можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/playlist?list=PLogJy_M5gGHaGxNTx9qdg2OMCv2RUTHMv

Презентации спикеров расположены по ссылке: Презентация

Институтом организована работа по формированию электронного сборника материалов по итогам семинара, который будет размещен на сайте КРИРО в следующем году.

Были рады встрече и продуктивной совместной работе!

Организатор семинара: ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования».

Новости на Комиинформ по ссылке.


Прикрепленные документы:

Программа.pdf